Народные новости Автор: Просто Мария

История открытия первой народной школы в г. Вязьме



В этом году исполнилось 240 лет со дня открытия Вяземской городской народной школы. Это событие стало началом просветительской работы на территории Вязьмы и Вяземского района. Вслед за народной школой стали открываться гимназии, ремесленные училища, техникумы и институты. Но эта дата осталась незамеченной педагогическим сообществом города Вязьма.

Пересматривая дела о духовных училищах и учениках, сохранившихся в архиве Вяземского духовного правления с 1756 года, между прочим, нашли мы дело об открытии в Вязьме народной школы. Время и некоторые обстоятельства открытия этой народной школы не лишены интереса, и потому считаем небесполезным записать для памяти, когда и как было это дело.

Вяземская городовая народная школа открыта в 1779 году апреля 25 дня, в царствование Екатерины Великой, через четыре года после издания бессмертного Её учреждения о губерниях. Еще в январе 1779 года Смоленский приказ общественного призрения просил его преосвященство Пареения, епископа Смоленского, как в губернском, так и по уездным городам определить для обучения купеческого и мещанского юношества из ученых и достойных церковнослужителей по одному человеку, которым за труды, как изъяснено, по числу учеников будет выдаваемо пристойное денежное вознаграждение.

Замечательно выражение приказа, почему он просит об этом именно епископа, потому что на «первый случай не имеет способных и знающих людей, которые бы в оных школах могли обучать славено-российской грамоте, по грамматическим правилам читать, писать, тоже истолкованию десяти заповедей Божиих, для укоренениях христианского нравоучения, и катехизиса для познания основания веры».

Из этих слов видно, как в то время земля Смоленская была скудна на ученых людей, когда для обучения и этим немногим элементарным наукам не находилось способных и знающих людей. Благо еще, лет за пятьдесят перед тем, основана была в Смоленске семинария, воспитанники которой могли удовлетворить первую насущную потребность в учителях. Без этого, пожалуй, наше народное образование, так поздно начавшееся, и еще замедлилось бы на целые десятки лет.

Здесь же нельзя не обратить внимание и на цель образования: «для ускорения христианского нравоучения и для познания основания веры». Как видите, не государственные соображения и не житейские выгоды выставляются у нас на вид при заведении школ, а вера и нравственность. И это добрый знак! Бесспорно, самое прочное и в последующем благотворное образование то, которое основывается на религиозных началах и главной целью имеет укрепление христианской нравственности.

Первоначально народная школа в Вязьме находилась в Петропавловском (Егорьевском) приходе, и первым учителем там был, по выбору духовного правления, с утверждения преосвященного Пареения, Николаевской церкви дьякон Дометий Полчанинов, получивший образования в Смоленской семинарии, откуда вышел он по окончании философского курса.

История открытия первой народной школы в г. Вязьме


Об этом правление уведомляет Вяземского городничего, секунд-майора Кологривова, из чего можно заключить, что ближайшим надзирателем за новоучрежденною школою назначен был означенный городничий.

По распоряжению Смоленской консистории открытие школы происходило так: в присутствии учителя с учениками членом правления, протоиреем Макарием Петровым освящена вода по обряду церковному, потом отслужен молебен Господу Иисусу. Затем учитель, дьякон Полчанинов сказал краткое поучительное слово «с довольным объяснением, сколь таковое Её ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА милосердное предприятие всякому принимающему в том участие полезно и нужно на всю жизнь».

Заметьте, приказ общественного призрения исключительно выставляет на вид религиозные цели, а церковь через своего служителя не забывает освятить и житейскую пользу, доставляемую учением: «полезно и нужно на всю жизнь».

Однако в новооткрытой школе с 10 мая того же года из-за отсутствия учителя обучение прекратилось. Сиротский Вяземский суд доложил об этом приказу общественного призрения, который обратился к преосвященному Пареению с прошением, чтобы на время отлучения учителей «благоволено было назначить в учителя других способных из церковнослужителей, кои бы до возвращения настоящих учителей обучали бы юношество, дабы ученики чрез долгое время выученного забыть и праздностию себя испортить не могли».

Распоряжение по этому случаю последовало из консистории 7 июля 1779 года, а между тем еще ранее, указом от 8 июня, вместо дьякона Полчанинова назначен учителем народной школы ученик богословия Филипп Руженцев, как изъяснено в указе, по следующему случаю: «учитель Вяземской духовной словесной школы Семен Успенский производится ныне к Вяземской Николаевской церкви во священника, почему уже впредь учителем быть ему неспособно», а как на его место просится ученик богословия Филипп Руженцев, за коим в 1776 году утверждено при Вяземской Петропавловский церкви место дьякона, и, как по справке оказалось, что «недавно близ оной церкви открыта городовая народная школа», то для лучшей способности дьякону Полчанинову быть учителем на месте Успенского, а Руженцеву - на месте Полчанинова.

Как здесь, так и в других местах этой записи, нарочито выписываем разные подробности и сами слова указов, чтобы, с одной стороны познакомить читателя с духом тогдашних распоряжений Правительства и отношения разнородных частей его, а с другой - с выражениями этих распоряжений.

Желая, по возможности, сохранить все случайности первого периода Вяземской народной школы, упомянем и о следующем событии, как оно немаловажно. Городничий Кологривов 10 октября 1779 года сообщил духовному правлению, что учитель Филипп Руженцев (как доношением к нему прописал) должен явиться в Смоленск для принятия дьяконской должности, и потому, «чтобы ученики не остались без присмотра и оттого не пришли в послабление и забытие своего учения», необходим надзиратель за их нравами и учением до возвращения учителя. Правление назначило для этого Входоиерусалимской церкви дьячка Ивана Иванова.

Наконец, остается упомянуть о содержании последнего указа, относящегося к этому делу. Вяземский городской голова Лаврентий Гайдуков в прошении к преосвященному Пареению объявил, что июня 18 дня 1780 года его сиятельство, генерал-аншеф Смоленский и Орловский генерал-губернатор, князь Николай Васильевич Репнин, проезжая через Вязьму, «изволил экзаменовать представленных к нему из городской школы сиротских детей, которые в учении Катехизиса к познанию православной веры и толкованию десяти заповедей Божьих показали себя его сиятельству к приятности и удовольствию».

Но, видно, число учеников было очень ограничено, потому что князь «соизволил приказать о приумножении еще в оную школу сего города еще юношества». Почему означенный голова «к поспешествованию сего богоугодного дела просил его преосвященство дать повеление тамошнему учителю, дабы всех находящихся у него сиротских детей в воскресные дни приводил к приходским церквям Божиим с приказанием, чтобы они по отпетии Божественной литургии с благопристойностью обученное ими о познании православной веры и десяти заповедей Божиих пред народом читали, дабы через оное прочих здешних купцов и мещан привлечь из мнимого их сумнительства к просвещению и доставлению всеобщей пользы отдачию их детей для вкоренения христианского нравоучения».

Вследствие такого замечательного предложения Гайдукова преосвященный Пареений повелел: «без всякого прекословия дозволить такое богоугодное намерение совершить, о чем и священнику тоя церкви, в которой будет экзамен, дать знать, коему по исполнении экзамена отправить Господу Богу о лучшем поспешении юношеского учения молебен».

При чтении этого весьма интересного документа многое может придти на мысль. Однако, не желая распространяться, мы ограничимся только одним замечанием. Да и как не заметить этой недоверчивости русского человека ко всякому нововведению, как бы не казалась очевидною ее польза!

Это недоверие к просвещению, к сожалению, есть слишком несомненный факт нашего прошедшего, а то и того грустнее, оно занимает очень видное место даже в ряду современных явлений нашей народной жизни. В Вязьме, как видите, сначала ни один отец ни мещанского, ни даже купеческого сословия не решился отдать своего сына в школу.

Говорится только о сиротских детях, которых, значится, некому было отстоять от школы. Волею-неволею сироты первые должны были испытать, как корень учения горек. Что касается до сладости плодов его, то и по настоящее время убеждены в них не многие из вяземских граждан. На 8430 граждан обоего пола учащихся только 126. (См. историко-статистическое описание г.Вязьмы в памятных книжках Смоленской губернии за 1856 год). Незавидная цифра!

Бесспорно, дети купцов и мещан почти все учатся грамоте, но надобно знать, какова эта грамотность! Через полтора века после Петра Великого, почти через 80 лет после открытия первой народной школы в Вязьме, право, ни с чем не сообразно это равнодушие к просвещению, эта самопроизвольная слепота большей части наших торговых людей, до сих пор крепко держащихся чуть не на всей старине своей.

Справедливости, впрочем, требуется сказать, что время делает свое дело и в Вязьме, хотя и медленно, но, тем не менее, приметно.

Грустно видеть невежество в бедном классе людей, которые потому невежды, что не имели ни средств, ни досуга к своему образованию. Но в классе торговом, благословенном от Бога более или менее значительным достатком, здесь видеть невежество не только грустно, но и досадно.

Однако, против ожидания, мы впали в лирический тон, чего, пожалуй, хладнокровный читатель и не простит составителю этой записки. Поспешим же к концу и в заключение попросим одного: не судить нас строго за ошибки, какие могут оказаться в личных наших суждениях, хотя из-за той доброй цели, какую мы имели ввиду при нашем труде.

Что касается до исторической части этой записки, то желающих проверить наши указания просим справиться в архиве Вяземского духовного правления, в связке бумаг под заглавием «Дела, исполненные об училищах и учениках с 1756 по 1800 год, № 34».

25 ноября 1856 года
И.П. Из «Памятной книжки Смоленской губернии за 1857 год».
Краевед

  • Просмотры: 403
  • Комментарии: 0
  • 12 05 19
  • +3

Поделись! История открытия первой народной школы в г. Вязьме

Новости по теме:

Школа №9 Вязьма Школа №9 Вязьма
Школа № 9 города Вязьма – это учреждение, которое уже более восемнадцати лет является вторым домом

Школа №2 Вязьма Школа №2 Вязьма
Школа – это слово, которое знакомо нам с детства и сопутствует нам всю жизнь. Система обучения,

Лауреатом конкурса Лауреатом конкурса "Учитель года - 2016" стала учительница школы №2
Вот и завершился очередной конкурс «Учитель года», который проводится на Смоленщине ежегодно уже

Директора школы №2 наказали за недостаточную работу с подростками Директора школы №2 наказали за недостаточную работу с подростками
Школа – это учреждение, где должны давать не только школьные знания, но и должна вестись

Два учителя Вяземского района вошли в список лучших учителей России Два учителя Вяземского района вошли в список лучших учителей России
В рамках национального проекта «Образование» прошел конкурс среди учителей. Помимо почетного звания

Предложить новость!




Добавление комментария

Обязательные поля отмечены *
Ваше Имя*
Ваш E-Mail
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Картинка Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Тезка президента России?
Ответ:*